Добрынина Наталья Александровна
Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в условиях реализации программы «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой, с целью повышения педагогической грамотности родителей.«Живые цветы земли» - так очень лирично и поэтически называл А.М. Горький детей. И действительно, детство – цветущее весеннее утро человеческой жизни. Подобно тому как ясное весеннее утро несет в себе для каждого из нас заряд бодрости и хорошего настроения на весь день, так светлая пора детства навсегда оставляет в сердце человека неизгладимый след и обязательно сказывается на его человеческих качествах. В формировании и воспитании ребенка участвуют многие воспитательные институты: семья, детские сады, школы. Но совершенно бесспорно, особое место в этом процессе занимает семья. Родители ответственны за судьбу ребенка не только перед собой и собственной совестью, а и перед обществом в целом «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». /Семейный кодекс РФ ст. 63/. А наше общество заинтересовано в физически крепком, нравственно здоровом и трудолюбивом молодом поколении. Между тем, несмотря на то большое внимание, которое мы уделяем работе с подрастающим поколением, мы все же встречаемся с определенным процентом «брака» в воспитании. Не только крайности и уродливое воспитание (семьи с асоциальными элементами – тунеядство, алкоголизм, наркомания и т.п.) ведут к этому. Увы, случается, что и во внешне вполне благополучных семьях, у образованных и работящих родителей и вполне достойных людей дети вырастают бездельниками и неполноценными личностями. И как показывает анализ, главный просчет таких родителей – неумение, а порой и нежелание вовремя приучить ребенка к труду, привить потребность к занятиям спортом и здоровому образу жизни, привить морально-эстетические ценности и т.д. Ничто, пожалуй, не делается столь «кустарно» и неорганизованно, как воспитание ребенка в семье, что, в свою очередь, обусловлено сложностью его организации и управления им, а также низкой педагогической культурой отдельных родителей. И, действительно, если для работы с детьми в дошкольных учреждениях и школах будущие педагоги обучаются в специальных учебных заведениях -училищах, институтах, университетах, то родителей, которые, по сути дела, являются первыми и главными воспитателями, специально к этой деятельности не готовят. Поэтому многие родители достаточно четко и ясно не представляют себе, как протекает формирование ребенка в семье. И более того, далеко не все из них знают, что комплексный подход ко всему делу воспитания имеет самое непосредственное отношение к воспитанию ребенка в семье. Суть его заключается прежде всего в том, что организация и осуществление семейного воспитания должны происходить в определенной системе, при которой разнообразные средства и методы в конечном счете способствуют разностороннему развитию личности. Однако следует оговориться, что только в семье эту сложную задачу решить нельзя. И тут на помощь родителям приходят дошкольные организации, школы (на следующих уровнях общего образования). С учетом ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей. Очень хорошо реализуется данный принцип в программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости». Эффективность результатов реализации Программы усиливается при выполнении главного условия — сотрудничества педагогов с семьей воспитанника как главных заказчиков. Автор данной программы определяет в этой интерпретации семью «как паровоз», а дошкольную, школьную организации только как «вагончики», которые прикрепляются к «паровозу». Основная цель сотрудничества детского сада и семьи, в соответствии с ФГОС ДО, — изучение запроса родителей к Программе воспитания их ребенка; мониторинг возможностей каждой семьи в соучастии с педагогами по выполнению Программы; содействие созданию между родителями коллектива единомышленников, дружеских взаимоотношений, которые оказывают влияние на микроклимат между детьми. Каждому педагогу необходимо провести анализ своих взглядов на традиционную систему сотрудничества с родителями и на этой основе создавать условия для изучения и обмена опытом семейного воспитания, приобретаемого и через личные каналы, и из литературы, интернета. Учитывая рост образования и культуры современных родителей, необходимо искать новое содержание и формы сотрудничества детского сада с семьей, ради объединения усилий содействия амплификации развития и саморазвития ребенка. Один из важнейших принципов формирования Программы — сотрудничество воспитания в семье и детском саду по законам содружества. Специфика деятельности педагога заключается в том, чтобы содействовать развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия ими сына (дочки) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития (возможно, опережающей сверстников на данном этапе или отстающей), но при этом имеющей право на терпеливую поддержку разных форм проявления им одаренности, переходящей с помощью родных в талантливость .В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу. «Детский сад —Дом радости» организует взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, включает их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Выделим основные направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников: -Знакомство с семьей.Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю. -Информирование родителей о ходе образовательного процесса.Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса. Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом. Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Не следует торопиться в этот же день выставлять для обозрения родителей работы. -Психолого-педагогическое просвещение родителейс целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача — формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции. -Родительские собранияпроводятся четыре раза в год. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети. -Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста. -Совместная деятельность. В Программе «Детский сад — Дом радости» семья представляется «паровозом», который везет своего ребенка по жизни, а детский сад, школа — «вагончиками» или промежуточными станциями. Поэтому родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности. -Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей. Еженедельные посиделки с родителями. Ничто так не сближает, как совместное дело. Родители приходят в группу со своим делом: шитье кукольной одежды, постельного белья, вязание рукавичек, изготовление полочки, ящика для рассады, стульчика для Мишки и т.д. В старших группах проводятся домашние праздники с приглашением друзей и воспитателей, а на основе консультаций педагогов — тематические вечера, называемые «жюрфиксами». С детьми старшего возраста родители с удовольствием участвуют в тематических фестивалях по сервировке стола на разные темы: «Хохломское украшение», «Космос», «Нотный стан», «Ягодная поляна» и т.п. С младшей группы родители — активные участники любого детского праздника, особенно приветствуется и поощряется присутствие их на празднике, посвященном дню рождения ребенка, когда они готовят подарки для всех детей: показ театра, исполнение музыкальных или поэтических произведений и др. Родители участвуют в подготовке и проведении конкурсов, соревнований, выставок, праздников, досугов; выпускают газеты, журналы; участвуют в конференциях с докладами, пишут статьи из опыта воспитания ребенка в семье. Доброжелательность между детьми — это всегда следствие взаимоотношений между родителями, поэтому с первых собраний («Первый раз в детский сад», «Наши дети уже выросли», «Малыш уже творит») особое значение придается созданию положительной атмосферы во время беседы (чашка чая, негромкая музыка, угощение). Но самое главное — каждый родитель слышит про своего ребенка что-то только позитивное. Родителям демонстрируется динамика восхождения малышами к успешным продуктам их детской деятельности. Так родители видят, как их ребенок овладевал данной деятельностью, они открывают, что их малыш — молодец. В таких условиях нет почвы для конкуренции или огорчений от неудач малыша. Усиливается чувство любви в семье. Ребенок развивается от успеха к успеху и именно тогда, когда его любят и в него верят. В старших группах, когда у детей ярко проявляется одаренность в разных видах деятельности, наступает важное средство стимуляции целенаправленного саморазвития — соревнования, но выставки работ создают дети сами, выбирая лучшие из них (может быть от 1 до 5 работ). В эти годы важно содействовать ребенку и его семье формированию потребности и умения выражать радость победителю, не допускать зависти, открывать родителям пути поиска таких направлений в развитии сына и дочери, которые позволят ему быть тоже лидером, творцом, неповторимым созидателем. И так, только при тесной связи педагога с семьей, возможно воспитать гармонично развитую личность (социализированную, с познавательными потребностями, с художественно-эстетическим восприятием, физически активную, способную видеть перед собой ориентиры и двигаться к ним). Перед педагогом и родителями должны стоять единые цели и задачи, для получения наилучшего результата. И поэтому образовательные учреждения обязаны создать все необходимые условия для повышения педагогической грамотности родителей, чтобы родители знали, как, какими способами решать поставленные цели и задачи для успешного воспитания и развития их ребенка. Список использованной литературы: 1. Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 264 с. 2. Медведев Г.П., Надъярный Все начинается в семье…Из азбуки семейного воспитания.-Ростов, Кн.изд, 1979.-96с. 3. ФГОС ДО 28 сентября 2016 в 12:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.