Добрынина Наталья Александровна

Половое просвещение и воспитание в семье.

 Половое просвещение и половое воспитание детей в семье.

Рассматривая актуальные, крайне необходимые вопросы, без знания которых родители не могут эффективно руководить формированием ребенка, стоит остановиться на проблеме полового воспитания мальчиков и девочек.

Являясь частью общего процесса воспитательной работы, половое воспитание включает в себя два компонента: половое просвещение и непосредственно половое воспитание. Под половым просвещением следует понимать сообщение детям определенных правильных сведений о размножении живых существ. Половое же воспитание – одна из частей общего процесса воспитательной работы детского сада, школы, семьи, обеспечивающая правильное половое развитие детей и молодежи с нравственной, физической, умственной и эстетической точек зрения. Это воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим тончайших и сложных навыков поведения и самоконтроля.

Когда же должно начинаться половое просвещение и как оно должно быть организовано? Прежде всего следует отменить, что преподнесение детям в допустимой форме сведений о половой жизни необходимо начинать как можно раньше. Дети, по природе своей, очень любознательны. И рано или поздно у них возникает вопрос: «А откуда я взялся?». Родителям дошкольников уже нужно быть готовыми к такому вопросу, заранее продумать форму ответа.

Что же ответить и как? Отвечать необходимо только правду, или, точнее, часть правды. Такую ее часть, которая доступна данному возрасту. Ответ на этот вопрос следует начинать примерно так: «Когда ты был совсем маленьким, ты жил в животике у мамы.  Потом ты подрос и тебе стало там тесно, и ты появился на свет(родился)». Сложность еще и в том, что здесь очень тонкая грань между необходимыми и излишними знаниями. Поэтому родителям необходимо заранее подготовиться, прочитав хотя бы минимум специальной педагогической, психологической и медицинской литературы по данному вопросу. Вообще опыт показывает, что с большим успехом проблема полового просвещения решается тогда, когда систематически, незаметно для себя дети получают некоторые необходимые знания по вопросам пола и размножения, завуалированные среди сведений самого разнообразного характера, главным образом, вне полового материала. Тогда к подростковому возрасту дети без специального заострения вопроса получают сведения, позволяющие предотвратить возникновение нездорового любопытства в будущем. Если же мы будем запаздывать с половым просвещением, то эти сведения могут быть получены из других источников – главным образом от товарищей более старшего возраста и потому более «просвещенных». В этом случае информация может носить искаженный(извращенный) характер.

Другим, еще более важным компонентом такой проблемы является непосредственно половое воспитание, в ходе которого осуществляется руководство половым развитием человека. Половое развитие человека – сложный и противоречивый процесс. Известный русский естествоиспытатель И. И. Мечников в своей работе «Этюды о природе человека» говорит о том, что человеческий организм есть складочное место всяких несовершенств и дисгармоний. А одна из самых тяжких дисгармоний – дисгармония в области полового инстинкта.  И в самом деле, наблюдается большой разрыв во времени между созреванием половым и общественным, когда человек начинает функционировать как самостоятельная независимая личность. Поэтому весьма существенной стороной полового воспитания является постепенное и весьма тактичное доведение до сознания подростков, девушек и юношей смысла имеющейся дисгармонии между половым и общественным созреванием., а также формирования у них тормозной системы – умения владеть собой, своими чувствами, управлять желаниями, а если необходимо – подавлять их. 

Как известно, взаимоотношения между детьми и родителями в нормальных, морально-здоровых семьях строятся на нравственной и духовной близости детей и родителей, на чувствах взаимной любви привязанности. В таком случае, кто же, если не отец или мать, может в интимной, доверительной беседе, в доброжелательной и тактичной форме рассказать обо всем, спокойно и без нажима посоветовать, а если нужно, то и помочь. Не мене важен в половом воспитании пример взаимоотношений родителей. Нежность мужа и отца, чуткое отношение к жене и матери и т.д. – все это не укрывается от глаз детей, все это оказывает на них определенное воздействие. Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свой сад, школу, Родину, то очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить и выбранную им половину. Такие люди легко меняют свои привязанности и очень недалеко стоят от обыкновенного разврата. Поэтому весьма важным фактором правильного полового воспитания является опыт неполовой любви или длительной дружбы, привязанности к отдельным людям, родителям, друзьям или товарищам. Отсюда можно сделать вывод, что родители должны весьма внимательно относиться к вопросу о дружбе детей и характере их взаимоотношений.

Немаловажную роль в решении проблемы полового созревания играет так называемая сублимация. И здесь на первом месте стоит труд. Труд – великий воспитатель. Но необходимо, чтобы этот труд захватил ребенка, завладел им, чтобы этот труд был интересным, творческим (филателия, нумизматика, фотография, радиотехника, моделирование и т.п.). Подросток, захваченный таким трудом, имеет наибольшую сопротивляемость всяким половым соблазнам. Поэтому задача родителей – всемерно содействовать развитию любых здоровых увлечений ребенка. Определенную роль в оздоровлении нравственности играют физическая культура и спорт. Подростки находят в спорте выход для избыточной энергии. Анализ фактов половой распущенности несовершеннолетних показывает, что она, как правило, начинается в условиях безделья, скуки, бесконтрольного времяпрепровождения мальчиков и девочек.

И, наконец, еще один вопрос, на котором следует остановиться, - это вопрос о взаимоотношениях мальчиков и девочек разных возрастов и об отношениях к такому вопросу родителей. В дошкольном возрасте, да и в первом-втором классах дети обычно не обращают внимание на половые различия, они вместе играют, занимаются, отдыхают. В третьих-четвертых классах мы наблюдаем первый взаимный интерес и первые попытки ухаживания. Начинают писаться записочки с попытками выразить свои чувства, назначаются свидания, следуют приглашения в кино и т.п.  Подростковый возраст – возраст первой влюбленности. Поэтому очень важно своевременно прийти на помощь подростку, переживающему мучительные сомнения с вторжением в его жизнь новых, неизведанных ранее чувств. Очень важно раскрыть перед ним богатство и красоту человеческих отношений, необходимость чуткого и бережного отношения к другому полу – предмету твоей влюбленности.

Если родители подходят к детской дружбе с разумной позиции – дурные последствия почти исключаются. Поэтому для родителей весьма важно не потерять доверия своего сына или дочери. Если общение, дружба подростков разного пола происходит на глазах у родителей, если дети доверяют им самое сокровенное, советуются с ними, родители всегда могут своевременно вмешаться и скорректировать поведение детей.

Литература:

Медведев Г.П., Надъярный А.В. Все начинается в семье. – Ростов, КН. изд-во, 1979. – 96с.

12 октября 2016 в 18:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.